Loading...
Новые

Эгоцентризм

Виталий Анатольевич Жмуров в одной из своих книг заметил, что эгоцентрист, соглашаясь с кем-нибудь в беседе, скажет «правильно», «верно», «да, это точно так» вместо «я с этим согласен», «я сам придерживаюсь похожего мнения».

По мнению польского психиатра Анджея Якубика, личность является центральной системой социальной интеграции и регуляции поведения человека. Главные интеграционно-регуляционные функции выполняет структура «я», которая обусловливает возникновение особых принципов регуляции. Мы представили их в виде таблицы.


Поэтому мы говорим о выраженности эгоцентрического мышления у взрослого психологически благополучного человека. Почему мышления? Потому что эгоцентризм тесно связан с познавательной сферой. Буквально пара слов о норме: взрослый человек в зависимости от потребностей и ситуации может приводить в действие различные типы поведения, как эгоцентрические, так аллоцентрические и социоцентрические. Лишь явное преобладание эгоцентрического типа регуляции представляет собой патологию личности.

В.А. Журов выделяет и описывает следующие проявления эгоцентризма.

  1. Индивид лишён способности видеть себя со стороны, то есть с каких-то внешних и тем более объективных позиций. В глазах других людей, думает он, он должен выглядеть таким же, как в своих. Если его мучает, например, чувство неполноценности, он вполне может быть уверен, что его неполноценность точно так же занимает окружающих, как его самого. Он может быть уверен и в том, что другие люди осуждают его за какой-нибудь недостаток, как ненавидит порой он себя сам. Если же он гордится собой, то обычно склонен думать, что и окружающие должны оценить его по заслугам. Более того, и в том и в другом случае в поведении людей он может усматривать подтверждения своего мнения о себе, преувеличивая ту или иную сторону отношения к себе. Иными словами, он склонен к сенситивным идеям отношения. Не будь последних, индивид с комплексом неполноценности не чувствовал бы себя столь несчастным, а индивид с комплексом превосходства, напротив, счёл бы себя сильно обиженным таким невниманием к себе.
  2. Индивид убежден, что окружающие движимы теми же мотивами, что и он сам. Эгоцентризм принуждает приписывать другим людям собственные мотивы поведения. Ему часто кажется, что люди маскируют подлинные свои мотивы, если он сам не обнаруживает у них своих побуждений. По этой причине он бывает не в меру подозрительным, недоверчивым и обычно склонен искать у окружающих скрытые мотивы поведения, особенно негативные, какие свойственны ему самому.
  3. Индивид полагает, что другие люди представляют себе значение какого-либо явления или события точно так же, как он сам. Он не ищет альтернативных мнений или иных точек зрения.
  4. Индивид полагает, что все люди, в том числе и он сам, видят в происходящем одинаковый смысл. Он склонен приписывать окружающим собственные чувства и эмоции. Если он, к примеру, чем-то недоволен, то другие люди, как он считает, также должны быть этим возмущены.
  5. Индивид воспринимает мир с позиции очевидности. Он убежден, что единовременно видит все причины произошедшего — и очевидные, и истинные. Добавим, что эгоцентрик довольно высоко оценивает свои умственные способности. Поскольку люди нечасто стремятся взаимодействовать с активным эгоцентриком и предпочитают не вступать в полемику, последний вскоре утверждается во мнении, что другие люди не слишком умны и им нечего противопоставить его убеждениям.
  6. Индивид зависит от впечатлений, представленных ему в текущем моменте.
  7. Индивиду сложно адекватно воспринимать точку зрения других людей. Часто он воспринимает её как изначально ошибочную, неверную, в корне неправильную.
  8. Индивид демонстрирует тенденцию к приписыванию другим живым существам собственных мыслей, чувств и мотивов. Так, он может полагать, что задача лисицы — утащить курицу, будто бы в этом выражается её «вредительская натура». Допустить, что лиса забирается в курятник от голода и безысходности, эгоцентрик не умеет. «Чем больше я узнаю людей, тем сильнее мне нравятся собаки», — говорит он. С этим может быть связана особая любовь к животным, являющаяся, в сущности, продолжением любви к самому себе.
  9. Отличительной чертой индивида является целый комплекс представлений о нравственности и морали. Особенное место в сложной схеме норм и правил отведено справедливости, чести и долгу.
  10. Эгоцентризм наиболее заметным образом проявляется в сфере межличностных отношений. Люди с эгоцентрическим мышлением часто нарушают принцип социальности.

Итак, что мы знаем об эгоцентриках наверняка?

Об эгоцентриках наверняка мы знаем то, что жить им крайне тяжело.

Если представить, что существует шкала измерения эгоцентризма (а такой психодиагностический инструментарий есть), то одной из её крайних точек будет «социально неприспособленное поведение», другой — «социально ориентированное поведение». Каждый индивид в разное время сможет отметить себя в разных точках шкалы, но отрезок, на котором ему удастся «отмечаться», будет ограничен. Чем ближе этот отрезок к точке «социально неприспособленное поведение», тем выше вероятность, что перед нами личность с эгоцентрическим типом регуляции поведения.

Сам по себе эгоцентризм не является диагнозом, но является показателем наличия глубоких, устойчивых личностных проблем. Эгоцентризм может быть как основой психических расстройств, так и их результатом.

Поскольку практическая психология ориентирована на поддержку клиента, эгоцентризм, являясь психологической особенностью личности, был и остаётся бедой и никогда — виной.

В психологической науке описан механизм оформления эгоцентрического мышления. Жан Пиаже предложил периодизацию развития мышления ребенка, включающую три стадии: аутистического мышления (0-2-3 года); эгоцентрического мышления (2-3 — 11-12 лет); социализированного мышления (после 12 лет).

Пиаже выделяет два типа отношений, которые оказывают разное влияние на развитие мышления ребенка. Первый — это отношения принуждения, характерные для отношений «ребенок — взрослый». Это неравные отношения -по власти, авторитету, уровню развития мышления. Второй — отношения кооперации и сотрудничества, характерные для общения сверстников как равноправных партнеров. Отношения принуждения приводят к вытеснению аутистической мысли и замены ее эгоцентрическим мышлением. Отношения кооперации и сотрудничества лежат в основе преодоления эгоцентризма, децентрации и перехода к социализированному мышлению. В 2-3 года взрослый навязывает ребенку определенные речевые способы мышления и готовые конструкции, вытесняя аутистическое мышление. В развитии мышления на эгоцентрической стадии можно выделить две фазы, граница между которыми — 7-8 лет. В первой фазе (2-3 — 7-8 лет) главным фактором развития мышления является принуждение. Принцип удовольствия и принцип реальности соположены, пока еще нет их иерархизации. В игре, фантазиях и грезах ребенок живет как будто наяву. Эгоцентризм господствует как в сфере действий, так и в сфере мышления и речи. Во второй фазе (7-8 лет) на первый план выступают отношения ребенка со сверстниками как потенциально равными партнерами, отношения кооперации и сотрудничества. Никто никого принудить принять свою точку зрения не может, единственный способ — договориться, выработать общую точку зрения. Так возникает объективная необходимость в координации различных умственных позиций и достигается благодаря механизму последовательных центраций. Здесь принцип удовольствия и принцип реальности начинают иерархизироваться, причем первоначально принцип реальности завоевывает сферу восприятия и действия и лишь потом — мышления. В 11-12 лет происходят окончательная децентрация и переход к социализированному мышлению. В концепции Ж. Пиаже было сформулировано важнейшее положение современной психологии развития о том, что развитие познания и интеллекта ребенка осуществляется в процессе сотрудничества.

Представим изложенное в таблице.

В психоанализе эгоцентрическое мышление иногда отождествляется с солипсизмом (от лат. solus — единственный и ipse — сам) или нарциссизмом (от имени Нарцисс в древнегреческой мифологии, юноши, который влюбился в своё отражение в воде), то есть по мнению Райкфорта «со стремлением считать себя точкой отсчёта». «Открытие того, — указывает автор, — что данный индивид — не единственный камушек на берегу и что мир не был создан лишь для него, влечёт за собой утрату нарциссизма». Иными словами, познавательный эгоцентризм преодолевается по мере расширения познавательных возможностей и при переходе от наглядно-образного мышления на образное и далее на понятийное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + 7 =