Loading...
Новые

О границах личности

Границы — это следствие автономии личности. И их никак не построить, пока личность неавтономна: зависима или повреждена. И границы выглядят как круги на воде: ты их рисуешь, они пропадают. Это занятие отнимает энергию, время, кроме того, если не успел их очертить в каждом конкретном случае, вслед за нарушением твоих границ приходят мысли о собственной никчемности и чувство вины. Это не мышца, её не натренируешь. Отчасти потому, что способов нарушения границ много, а человек ограничен собственным опытом.

Постараюсь очень просто, без профжаргона, мне кажется, тема важная.

Вот есть личность: темперамент, характер, способности, направленность и самосознание. Мне нравится представлять её в виде биологической клетки — элементарной единицы строения и жизнедеятельности всех организмов, обладающей собственным обменом веществ, способной к самостоятельному существованию, самовоспроизведению и развитию. В этой клетке существуют, выполняют свой функционал и взаимодействуют три больших блока и контролёр — самосознание (или условно: мозг).

Первый блок: потребности, установки, интересы, формирующиеся в направленность.

Второй: способности (врожденные дарования и приобретенные навыки).

Третий блок включает то, что по мере развития из элементов первых двух блоков оформилось в характер. Характер состоит из свойств и определяет поведение.

Пример: пятилетняя девочка испытывает потребность в ролевых играх со взрослым, использует свои способности и возможности с целью привлечь взрослого в игру — например, плачет, но родители не хотят поощрять плаксу, не идут играть, тогда она пробует настоять на своём твердо, но родителям не нравится, когда ребенок требует; наконец девочка обнимает взрослого, целует его и лаской заманивает в такую привлекательную для неё игру. Раз-два-три и вот мы имеем заискивание как свойство характера у взрослеющей девушки.

В сознательном возрасте оформляется компонента самосознание как осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Осознанное.

Возвращаясь к клетке, мы видим внутри неё три блока и контролера. Если контролер успешен в своих действиях, клетка может обеспечивать свою внутреннюю жизнедеятельность, видоизменяться под действием внешних обстоятельств, объединяться с другими клетками для реализации совместных целей (например, размножаться и питать потомство) и совершенствоваться (т.е. развиваться, анализируя внешние обстоятельства и вырабатывая новые способы адаптации к ним).

Такая клетка может считаться здоровой. В плане личности — психологически благополучной. Такая клетка, хочет она того или нет, осознает она это или нет — будет иметь мембрану, границу. И воспринимать любую попытку нарушить мембрану и навести неправильные с её точки зрения порядки как угрозу своей жизни. И будет отчаянно защищаться всеми тремя блоками с участием контролера. Это называется защитой психологических границ.

Поэтому я не понимаю, как можно защищать границы сознательно. Честно. Это неестественно. Устроить работу психики таким образом, чтобы личность бессознательно стремилась защищать границы — вот задача терапевта.

Если личность не в порядке — культивировать контролера. Осознавать свои потребности и возможности как можно четче. Отращивать характер, присваивая книжный или иной чужой опыт. Используя терапевта, наконец. Вычленяя себя и объединяя частицы себя в новую, жизнеспособную клетку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 + 6 =